Шнекоход: что это за вездеход и как его применять

Шнекороторный механизм как один из самых древних двигателей. Почему шнекоходы не получили широкого развития в промышленности. Достоинства и недостатки вездеходов повышенной проходимости
Шнекороторный вездеход представляет собой сверхпроходимую самоходную машину, передвигающуюся с помощью шнекороторного движителя. Основу движимой части составляют два винта архимеда, находящиеся по бокам корпуса. Шнеки вращаются в разные стороны и успешно передвигают вездеход по грязи, снегу или жидкой поверхности.
Для шнекороторного вездехода грязь не преграда
Для шнекороторного вездехода грязь не преграда

Что такое ротор

Шнекороторный механизм состоит из герметичной трубы, на которую наварена спираль. Вращение происходит через многоступенчатый редуктор с помощью ручного, механического или электрического привода.

Простейшим наглядным ротором является обычная кухонная мясорубка. В промышленных масштабах шнекороторные двигатели применяются в ленточных конвейерах, смешивании сыпучих и жидких продуктов, очистке от стружки сверл, в устройстве комбайнов и экскаваторов.

В шнекоходе для управления роторами применяется двигатель внутреннего сгорания, каждый винт крутится отдельно. Спиральные лопасти буквально врезаются в поверхность и отталкивают от нее вездеход, перемещая его вперед.
Шнекоход
Шнекоход

История изобретения шнекового механизма

Как следует из названия, первый шнек появился с подачи великого Архимеда в Древней Греции. Это революционное изобретение стало широко использоваться для подачи воды для орошения, но до применения архимедова винта в качестве средства для передвижения машин прошло еще очень много столетий.

Первый патент на шнекоход получил в 1868 году американец Якоб Морат. В период царствования конных повозок и паровых двигателей шнекороторный механизм нашел применение только в сельских и земляных работах.

Затем в начале ХХ века шнекоход усовершенствовали несколько изобретателей: паровой экземпляр придумал Джеймс Пиви, сани на шнековом ходу запатентовал российский инженер Федор Дергинг. Даже Генри Форд запустил производство трактора на шнекороторном движителе, который получил название Снежный дьявол. Идея была довольно простая: спиральные комплекты просто ставили на смену шасси серийным моделям сельскохозяйственной техники.

Рационализаторы со временем пришли к мысли использовать шнекоход для преодоления труднодоступных местностей. Германский автор изобретения Иоганн Радель начал использовать проходимую машину в 1944 году, а затем уже послевоенный нефтяной бум в Советском Союзе породил производство шнекороторных вездеходов ЗИЛ-2906. В 1972 году был построен самый большой шнекоход ЗИЛ-4904, однако массовое производство подобного транспорта не нашло своего развития.

Инженеры концерна Крайслер создали серию шнекороторных амфибий для военных нужд во время вьетнамской войны. Незадолго до них в 1966 году Джей-Джей де Баккер изобрел вездеход с пустыми полостями внутри винтовых движителей. Два двигателя по 750 м3 разгоняли вездеход до 35 км/час. Новый аппарат мог передвигаться в обоих боковых направлениях, меняя угол поворота винтовых шнеков.
Шнекороторный вездеход
Шнекороторный вездеход

Современное производство шнекоходов

Специфичность шнекороторной техники обуславливает ее производство малыми сериями, с чем успешно справляется единственная компания в мире – австралийская Phibion. Шнекоходы MudMaster используются в горнодобывающей промышленности, ирригационном хозяйстве, проведении работ в условиях болот, мангровых лесов, мягких береговых линий.

Профессиональный транспорт незаменим при работах в жидкой грязи. Шнекороторный монстр выпускается длиной 8 м и весом под 18 тонн. На платформу со шнековым движителем можно установить любой оборудование, поэтому каждый экземпляр выпускается только под конкретные нужды.
Перевозка шнекохода
Перевозка шнекохода

Почему не развивается массовое производство шнекоходов

Для шнекороторного вездехода практически не существует непреодолимых местностей. Исключительная проходимость дает ему массу преимуществ над классическими колесными и гусеничными вездеходами:

  • перемещение по мягким и зыбучим почвам в виде болот и ила;
  • отличная способность разворачиваться на малой площади и передвигаться боком;
  • способность передвигаться по воде;
  • быстрое движение по глубокому снегу;
  • передвижение по зарослям и кустам без риска повреждения.
Тем не менее эти замечательные проходимые качества шнекохода меркнут перед его недостатками. Вездеход на шнеках не способен передвигаться по твердой поверхности. Грунт или асфальт он просто сминает, а сам транспорт сразу сносит в сторону от ощущения плотной почвы под винтами. Из такой особенности следует необходимость дополнительного транспорта для доставки шнекороторной машины до места начала движения и ее разгрузки.

Наносимый твердому покрытию ущерб делает шнекоход неприемлемым транспортом с экологической стороны. Мягкие почвы после проезда вездехода остаются с глубокой колеей, нарушаются корни растений и срезается плодородный слой. Указанные минусы приводят к значительным затратам в эксплуатации, дополнительным транспортным расходам и погрузочно-разгрузочным работам.

Таким образом, специфичность шнекороторных вездеходов применима в достаточно узких сегментах промышленности и определенных труднопроходимых местностях. Это геологоразведочные работы, доставка грузов и людей в дальние места, спасательные работы в экстремальных природных и климатических условиях.

Посмотрите видео о новостях компании «Вездеходы Байкал»

Вам могут понравиться статьи: