Проверенные жизнью правила передвижения вездехода по льду

Как выехать на вездеходе на лед и вернуться обратно. Плавность и неторопливость — главные принципы безопасной езды по ледовым поверхностям. Преимущества техники на шинах низкого давления.
Вездеходная техника создана для покорения самых непроходимых направлений. И если летом это обычно лесные проселки, кочковатые поля и болотистые берега, то зимой любители бездорожья устремляются покорять снежные просторы и ледовые глади. Для безопасного движения по льду необходимо учитывать несколько моментов.
Вездеходы «Байкал» в ледовой экспедиции
Вездеходы «Байкал» в ледовой экспедиции по озеру Байкал

Как правильно передвигаться по льду

1
Перед выездом на замерзшее озеро или реку адекватно оцените толщину ледового покрова.
Вес колесных вездеходов конструктивно меньше гусеничных собратьев, а оборудование шинами низкого давления придает технике еще больше проходимости. При движении по льду конкуренцию технике на ШНД могут составить только небольшие гусеничные вездеходы, а тяжелым машинам лучше не рисковать выездом даже на крепкий и надежный лед.
2
Давление вездехода на лед зависит от типа движителя.
Безопасная толщина льда для выхода человека составляет 10 см, а для передвижения транспорта — не менее 30 см. Следует учитывать, что даже после сильных морозов замерзшая вода не будет одинакова на всей поверхности водоема, возникают волны и провалы.

Вода — активная субстанция, и ледовая гладь не застывает идеально ровной и плотной. Неравномерное промерзание зависит от подземных течений, близости к берегу, зарослей растений. Тонкий лед образуется в местах выхода подводных ключей, сброса сточных вод с предприятий. Сильные ветра в период становления ледового покрова могут привести к созданию торосов.
Выезд вездехода на лед
Выезд вездехода на лед
3
Соблюдайте правила передвижения вездехода по льду.
Самый главный принцип при езде по ледовой поверхности — не торопиться и не суетиться. Все движения техники должны быть плавные, на средних оборотах двигателя и при скорости 10-15 км/час. Полезно будет использование пониженной передачи и блокировки колес.

Избегайте быстрого набора скорости, резкого торможения и неожиданных остановок. Изменение ритма движения приводит к выбиванию льда из-под колес, а также его нагреву от быстрого вращения шин, что порождает снижение прочности и появление трещин. Подобные негативные последствия могут создать внезапные крутые повороты.
4
Организуйте движение в составе каравана.
Во время движения обязательно соблюдайте дистанцию между машинами не менее
30 м, поскольку равномерное рассредоточение транспорта позволяет снизить давление на определенный участок ледовой дороги. Кроме того, в случае провала льда на пути экспедиции излишняя скученность вездеходов приводит к непоправимым последствиям. При необходимости продолжать движение в условиях плохой видимости снизьте скорость до безопасной, внимательно следите за трассой, чтобы вовремя заметить неожиданно остановившейся впереди транспорт.
5
Равномерно распределяйте вес груза внутри вездехода для одинакового давления на поверхность.
Наличие крена и повышенная нагрузка на одну сторону вездехода увеличивают усилие на небольшой участок конструкции. На льду у вездехода снижается управляемость, поэтому увеличивается вероятность неожиданного заноса и разворота. При движении по скользкому льду наезд даже на небольшое препятствие может вызвать опрокидывание машины.
Вездеходы в составе экспедиции
Вездеходы в составе экспедиции

Что делать в случае провала вездехода под лед

В отличие от провалившегося под лед автомобиля колесный вездеход на шинах низкого давления имеет шанс выбраться из воды самостоятельно. Первое правило — отставить панику, а действовать спокойно, уверенно и плавно. При определенных действиях водителя можно вытащить технику на твердую поверхность с минимальными потерями.

Если в воду попали задние колеса, необходимо аккуратно перенести центр тяжести вездехода на переднюю ось. Это затормозит погружение и даст возможность выехать из полыньи. Аналогичным способом следует действовать при провале передних колес – сдвигайте вес на заднюю часть. При критической ситуации, когда вездеход заехал в воду всеми колесами, следует настойчиво двигаться вперед, постепенно цепляясь за лед.
Вездеходы на Ямале
Вездеходы на Ямале

Вездеходы «Байкал»

Вездеходы Байкал доказали свою надежность при передвижении по льду. В 2023 году состоялась экспедиция Иркутск – Якутск, два вездехода «Байкал» преодолели 2641 км пути по старому Ямщицкому тракту.

В феврале 2024 года вездеходы прошли 1500 км вокруг Байкала. Особенностью путешествия стала полная автономность, за 8 дней поездки техника не сходила на берег, а передвигалась только по льду.

1500 км по льду Байкала за 8 дней: видеоотчет путешествия

Вам могут понравиться статьи: