Расход топлива для вездехода: нормативные и фактические значения

Как посчитать фактический расчет расхода топлива для вездехода на 100 км пробега. Что влияет на нормативные значения расхода. Простые и надежные способы расчета реального потребления бензина
Норма расхода топлива любого транспортного средства представляет собой установленный размер его потребления в движении, на холостом ходу или при иной работе. Данный показатель применяется для определения потребности в бензине или дизеле для личного вездехода, а в производственных целях — для расчета себестоимости перевозок, ведения отчетности, проведения мероприятий по экономии и энергосбережению ресурсов.

Базовое значение расхода устанавливается для конкретной модели вездехода как эталонный показатель, а расчетное значение нормы расхода топлива отражает конкретные условия эксплуатации и вид выполняемой работы.
Вездеход «Шторм»
Вездеход «Шторм»

Нормы расчета топлива

Нормы расхода топлива учитывают затраты бензина или иного вида на выполнение определенных транспортных работ и не включают затраты на ремонтные, технические и иные нужды, не связанные непосредственно с движением вездехода.

Существуют следующие виды расхода:
  • Базовая норма расхода на 100 км пробега устанавливается производителем в зависимости от конструкции вездехода, его узлов и механизмов, вида потребляемого топлива. Для расчета используют снаряженную массу транспортного средства, типичный маршрут и стандартный режим движения.
  • Nранспортная норма основана на базовой с учетом грузоподъемности или пассажировместимости вездехода.
  • Эксплуатационная норма включает в расчет дополнительные условия эксплуатации в вид поправочных коэффициентов.
Нормы расхода устанавливаются в литрах на 100 км для бензиновых и дизельных двигателей, и в кубических метрах для техники, работающей на сжиженном газе. Поправочные коэффициенты могут увеличивать или уменьшать базовые значения в зависимости от различных факторов эксплуатации в виде климата, особенностей местности, дорожных условий и иных обстоятельств. Значения устанавливаются местной администрацией или руководством транспортного предприятия.
Вездеходы «Байкал»
Вездеходы «Байкал»

Условия изменения норм расхода топлива

Базовая норма топлива может уменьшаться или увеличиваться путем включения в расчет корректирующих коэффициентов.

Увеличение нормы расхода зависит от следующих факторов:
  • работа в зимнее время — от 5% до 20%;
  • работа в горной местности — от 5% до 20%;
  • работа на дорогах с большим количеством поворотов — до 30%;
  • работа с частыми остановками для погрузки и разгрузки, входа и выхода пассажиров — до 10%;
  • обкатка новых вездеходов и после капитального ремонта — до 10%;
  • перевозка опасных, крупногабаритных, тяжелых и иных грузов, снижающих среднюю скорость движения — до 35%;
  • работа на сложной пересеченной местности — до 40%;
  • работа в экстремальных климатических условиях или на сложных дорогах в период межсезонья либо в зонах стихийных бедствий — до 50%.
Увеличивает расход топлива использование кондиционера в движении и в период простоя, прогрев двигателя в зимнее время, работа двигателя во время ремонта или иных технологических процедур.

К уменьшению затрат топлива приводит использование техники преимущественно на ровной местности вне городской зоны, без резких ускорений и торможений. Если под конкретные условия использования допускается применение нескольких коэффициентов, то они суммируются либо вычитаются из общей нормы.
Вездеход зимой
Вездеход зимой

Принцип расчета фактического расхода топлива

Для нахождения значений реального расхода топлива на 100 км следует знать только две цифры: пробег за период времени и количество топлива, потраченное на этот километраж. Пробег можно определить по одометру, записывая данные основного прибора или суточной шкалы.

Следует отметить, что не стоит брать для определения расстояний показания навигационных приборов в виду их достаточно большой погрешности. На точность измерений влияет наличие нестандартных колесных дисков и шин, а также езда по гололеду и пересеченной местности.
Немного сложнее вычислить размер потребленного топлива, но регулярность измерений даст лучший результат, чем заводские данные из технического паспорта.

Формула расчета расхода топлива довольно проста и универсальна:
Q = V / L * 100,
где
Q – расход на 100 км,
V – количество потраченного топлива,
L – расстояние, которое вездеход проехал на данном количестве бензина.
Вездеходы готовы к эксплуатации
Вездеходы готовы к эксплуатации

Способы подсчета расхода топлива

Нормы нормами, но реальному владельцу вездехода хочется знать расход топлива конкретно для своего агрегата, чтобы планировать свои затраты или искать резервы топливосбережения.
Предлагаемые способы измерения фактического расхода топлива используются для обычных автомобилей, но вполне применимы и для внедорожной спецтехники.

Отметим, что чем регулярнее проходит контроль топливного расхода, тем точнее получатся результаты и выводы. Помимо чисто экономических расчетов можно отследить изменения в состоянии двигателя и последствия плохого качества бензина от посещения какой-либо АЗС.
1
Самый точный и лучший способ — через приложение на телефоне. Из плюсов этого подхода отметим, что здесь ничего не надо считать самостоятельно, все замеры происходят в программе. Водителю необходимо только регулярно заносить сведения об объеме залитого топлива, его цене и цифрам пробега на дату заправки. Как правило, через три-пять записей уже можно получить подробную статистику по расходу на 100 км и иные данные, а с течением времени данные будут гораздо точнее. Из минусов отметим невозможность быстро вычислить расход топлива в течение одного дня.
2
Если постоянно заправляться при одном и том же положении стрелки на приборной шкале вездехода и заливать более менее одинаковый объем топлива, то через определенный промежуток времени можно вычислить фактическое потребление. Здесь также точность итоговых значений становится точнее с увеличением периода наблюдения.
3
При наличии на приборной доске контрольной лампы с указанием критического уровня топлива можно применять ее сигналы для заправки вездехода. Записывая объем залитого бензина и данные пробега, через некоторое время получаются исходные данные для расчета расхода на 100 км.
4
Быстрый способ узнать свой расход топлива за один день состоит в следующем: заправить полный бак, проехать 100-300 км, долить до полного бака то же топливо. Полученный объем доливки даст исходные данные для расчета. Чем большее расстояние проедет вездеход, тем точнее будут результаты.
5
Этот способ исключает погрешность определения объема залитого топлива, которая возникает из-за неточных показателей одометра или, еще хуже, недолива топлива на АЗС. Поэтому самый точный алгоритм следующий: залить полный бак, проехать определенное количество километров, а долив осуществить с помощью мерной емкости. Этот объем и даст размер потребленного топлива на фактический пробег.
Все исходные данные подставляются в универсальную формулу расчета расхода топлива на 100 км.

Посмотрите видео с обзором вездехода «Байкал»

Вам могут понравиться статьи: