Вездеход-переломка: что это такое?

Плюсы и минусы вездеходов с переломной рамой. Идеальная конструкция для езды по любым склонам. Лучшие модели вездеходов-переломок на базе автомобильных деталей разных производителей
Вездеходная техника может считаться роскошью для рыбака или охотника, а для жителя села или далекой глубинки это зачастую жизненно необходимое средство передвижения. Вездеходы пройдут по любой местности, от жаркой пустыни до вечной мерзлоты, от лесной чащи до бесконечной тундры.

Принципы выбора вездехода

Вездеход — это не городской транспорт, где в случае неисправности всегда в доступности СТО или эвакуатор. С внедорожной техникой водитель остается один на один вдали от цивилизации.

Важные качества при выборе вездехода:

  • Проходимость. Преодоление любых природных или оставшихся от деятельности человека дорожных преград, движение по бездорожью, грязи, болоту и снегу.
  • Надежность. Крепость и функциональность двигателя, подвески и кузова.
  • Ремонтопригодность. Экстремальные условия эксплуатации приводят к частым поломкам, стоимость восстановления деталей и механизмов не должна быть дороже нового транспорта.
  • Экономичность. Отсутствие возможности дозаправки в дальней дороге и ограниченная грузоподъемность делает важным низкий расход топлива.
По этим параметрам значительно выигрывает вездеход-переломка, ведущий свою историю от мастеров-самоучек и гаражных умельцев.

Почему переломка так называется?

Полное название этого вида транспорта — вездеход на переломной раме. Особенностью конструкции являются две полурамы, сцепленные поворотным кулаком. Части рамы абсолютно независимы друг от друга, могут поворачиваться и перемещаться в любой плоскости относительно друг друга. Это свойство обеспечивает высокую проходимость вездеходов-переломок и их популярность. Колеса отлично держат дорогу и почти никогда не вывешиваются.

Правильно сконструированное поворотно-сцепное устройство ограничивает угол наклона, что исключает сильный крен при форсировании водных препятствий. Гидрообъемное управление практически полностью ликвидирует опрокидывание и переворачивание вездехода, так как легко держит полурамы в стабильном положении относительно друг друга. Карданный вал под поворотным кулаком передает усилие на задний мост, что обеспечивает полны привод на все четыре колеса.

Впервые шарнирная рама была применена в Италии на тракторе Fiat в 1919 году. В Советском Союзе механизм широко использовался на тракторах К-700 и Кировец.
Вездеход переломка «Байкал»

Плюсы и минусы переломки

Главное достоинство переломки 4х4 — высокая маневренность и минимальный радиус разворота. Отдельные экземпляры могут поворачиваться практически на месте вокруг оси.

Проходимость вездехода позволяет пройти такие места, где сдадутся классические цельнорамные модели. Все колеса переломки находятся на грунте в течение всего пути, что обеспечивает прекрасное сцепление с дорогой.

У вездеходов с переломной рамой равномерно распределена нагрузка, что позволяет развивать хорошую удельную мощность.
Зимние путешествия на вездеходе-переломке
По сравнению с внедорожниками с цельной рамой переломка обладает лучшей балансировкой. Раздельная конструкция рамы несет минимальный риск поломки даже на сильных ямах и при большой загрузке.

Первый минус наиболее очевиден в наличии небольшой кабины, а размещение в кузове не доставляет комфорта и удобства пассажирам.

Следующий недостаток переломки состоит в сильной отдаче руля по рукам, что приносит определенный дискомфорт в поездке и затрудняет управление при езде между колеями. В повороты такие вездеходы входят хуже больших собратьев. При форсировании водных преград нужно внимательно съезжать и заезжать на берег.

Потенциальные покупатели переломки наверняка заметят, что такие машины часто самодельные, и резонно могут засомневаться в их качественной сборке. Однако в настоящее время достаточно предприятий, которые профессионально собирают вездеходы на переломной раме.

Лучшие модели вездеходов-переломок

Есть несколько типичных представителей переломок, на базе которых модернизируют или дорабатывают аналогичные модели каракатов.

Вездеход Бобик

Вездеход Бобик передвигается по суше и воде, развивая скорость до 25 км/час. Грузоподъемности в 300 кг вполне достаточно для охотника или рыболова. Габариты переломки минимальны, соответственно достаточно двигателя небольшой мощности.

Передняя полурама по сути работает главной, на ней крепят двигатель, основные агрегаты и сиденье водителя. Задняя трапециевидная полурама фактически является прицепом. Рамы изготовлены из профиля, а обшивка выполнена из крашеного листа. Поворотный узел создан из поворотного кулака переднего моста УАЗика. Водительское сиденье от Газели расположено достаточно высоко, что способствует лучшему обзору дороги и удачному преодолению препятствий. Под ним расположен стандартный аккумулятор.

Трансмиссия создана из деталей различных моделей ВАЗа: вал КПП от ВАЗ-2106, подшипник от ВАЗ-2108. В конструкции трансмиссии для надежности имеются четыре ремня. Редуктор также создан на основе ступицы ВАЗ. В системе рулевого управления использованы детали ВАЗ-2106 и М-2141.
Вездеход Бобик обладает хорошей проходимостью и плавучестью, а также экономичностью из-за своего минимализма.

Вездеход Топтыга

Вездеход-переломка Топтыга отличается от сородича внешним видом и устройством. Если у Бобика в прародителях ВАЗ-2106, то Топтыга совместное детище нескольких автомобилей. От Оки достался двигатель, от ГАЗ-2410 мосты, рулевое управление взято от Москвича-2141, а топливный бак и кулак от УАЗ-469. Главные узлы расположены на передней полураме, а на задней части только топливный бак. Модель Топтыга-2 по размерам немного побольше первого варианта.

Вездеход Байкал

Переломка Байкал на бескамерных шинах низкого давления обладает идеальным сцеплением с дорогой и отличной плавучестью. Вездеход приводится в движение японским двигателем от Тойоты с надежным холодным запуском в -35С, проверенным в экспедиции Иркутск - Якутск. Заводские диски дополнительно оснащены бэдлоками для надежности и беспроблемного передвижения по любым поверхностям.

Бензобака на 40 л хватит на продолжительную поездку, для багажа имеются два вместительных рундука на 100 л. В вездеход вмещаются 8 пассажиров и до 900 кг груза. Уверенности на дороге придает яркая светооптика с указателями поворота, гидрообъемное рулевое управление обеспечивает маневренность и легкость управления техникой.
Вездеход-переломка преодолевает реку
Мосты от ГАЗ гарантируют прочность, ремонтопригодность и длительный срок эксплуатации. Оригинальный переломный четырехточечный узел обеспечивает проходимость в любых внедорожных условиях, современная подвеска сглаживает неровности и придает максимальный комфорт водителю и пассажирам. В тяжелых условиях дороги АКПП с дополнительным охлаждением поможет избежать проблем эксплуатации. После преодоления водных препятствий выведенные сапуны с мостов помогут избежать возникновения эмульсии.

Полиуретановое покрытие RAPTOR предотвращает образование коррозии и ржавчины на поверхности техники, а также оберегает от последствия солей, реагентов и перепада температур. Прочная защита устраняет воздействие механических повреждений и ультрафиолета.

Подробнее о переломке «Байкал»

Компания «Вездеходы Байкал» предлагает три комплектации вездеходов: базовая, средняя и максимальная. Варианты отличаются мощностью двигателя от 88 до 144 л.с., размерами шин от 1100*500 до 1200*600, наличием печки в кабине и кузове, антикоррозийным покрытием. В верхней комплектации дополнительно заявлены мягкие сиденья и электрическая лебедка.

Переломка включает в себя так много функций, что ее можно назвать вездеходом или снегоболотоходом в одном лице. Вездеход Байкал можно использовать круглый год, транспорт исправно работает при температуре воздуха от +30 до -30. Способен добраться в любую географическую точку, популярен у профессионалов, туристов и поклонников экстремальных путешествий.
RFC Baikal 2022
Компания «Вездеходы Байкал» обеспечивает поддержку в чате единомышленников, делится отзывами владельцев и видео с соревнований и испытаний.

Посмотрите видеообзор вездехода-переломки