Виды российских болот и особенности их преодоления. Рекомендации по безопасному проезду через заболоченные леса и луга. Что делать и как выехать, если вездеход застрял в болоте
Вездеходы самим своим названием призваны покорять любые дороги и направления. Лесные чащи и водные преграды становятся их излюбленными маршрутами, а преодоление болот — обычным делом. Однако во всех случаях следует включать разум и взвешивать все риски езды по сложной местности. Иногда безопаснее объехать вокруг болота, чем стремиться пересечь его без должной подготовки.
Вездеход «Байкал» в лесу
Разновидности болот
Огромные лесные просторы России наполнены самыми разнообразными природными участками. Водителю вездехода надо знать разновидности болот, чтобы правильно определить тактику передвижения.
Маршевое болото
Прибрежная часть большого водоема, часто постоянно покрытая водой. Грунт часто представляет собой глинистые частицы, изредка покрытые мелкими водорослями. Иногда марш при отливе выглядит как песчаный пляж, однако зыбучий песок может провалиться под колесами вездехода на глубину более метра. В таких случаях практически всегда потребуется дополнительная помощь для вызволения транспорта из плена.
Заболоченный лес или луг
Самый распространенный вид болота образуется при увеличении количества растений, задерживающих влагу. Высокая влажность способствует росту осоки и сфагнума вместо луговых трав и деревьев, на почве образуется покров из болотной растительности.
Заболоченное озеро
Формируется из отмерших растений, которые постепенно покрывают дно озера, а разрастающиеся деревья и кусты береговой зоны уменьшают водную поверхность. Могут образовываться из старых карьеров или естественных впадин, заполняемых дождевой и грунтовыми водами.
Торфяные болота
Самый опасный вид болот, покрытый зыбким слоем торфа или мха. Далее обычно идет второй полужидкий слой из ила или непосредственно водная часть. На таких болотах нет лесной растительности, а поверхность постоянно колеблется под ногами и колесами. Торфяные болота практически непроходимы.
Вездеход «Байкал» на ШНД
Правила преодоления болот
И все же редкий водитель вездехода избежит соблазна почувствовать прилив адреналина при испытании своей техники в экстремальных условиях. Для успешного преодоления болот необходимо помнить несколько правил.
1
Подготовить нужное снаряжение и инструмент в виде домкрата, лебедки, компрессора.
2
Уменьшить вес вездехода: убрать лишний груз и высадить пассажиров.
3
Не отправляться на покорение неизведанных мест в одиночку
4
Проверить пешком предполагаемый путь, оценив свойства поверхности.
5
Двигаться медленно, но уверенно и постоянно.
6
Избегать резких поворотов и маневров.
7
Пользоваться блокировкой дифференциалов.
8
Не допускать пробуксовки колес во избежание быстрого увязания.
Перед заездом в болото настоятельно рекомендуем снизить давление в шинах ниже уровня 1 бар, при этом из 0,8 бар на выходе из трясины получится 0,5 бар за счет остывания покрышек.
Движение по болоту следует осуществлять в горку, потому что топь проседает под весом вездехода. При буксовании колес рекомендуется сдать назад и сменить траекторию.
По заболоченному озеру безопаснее передвигаться по колее, а по другим видам болот лучше выбрать новый путь, потому что ранее проехавшие машины уже нарушили целостность покрова.Если через болото проложена гать из бревен, то следует аккуратно ехать по деревянному настилу.
Вездеход «Байкал» для покорения болот
Что делать, если застряли в болоте
Первое правило — холодная голова и отсутствие паники. Оцените обстановку и пути решения проблемы.
1
При пробуксовке и застревании следует переключиться на движение задним ходом. Аккуратно двигаясь вперед-назад и меняя направление движения можно раскачать вездеход и самостоятельно выехать из трясины.
2
С помощью реечного домкрата поднять провалившееся колесо, поставить его на трапик, убрать домкрат. Попробовать проехать по полученной твердой поверхности.
3
В случае нахождения в ближайшей видимости деревьев или иной твердой растительности рекомендуется зацепиться за них лебедкой и вытащить вездеход.
4
Комбинировать все способы друг с другом.
Маневрирование передним и задним ходом с использованием блокировок при наличии резины с хорошим зацепом, да еще со сниженным давлением вполне достаточно для планомерного преодоления жидких препятствий. Если ваш путь регулярно пролегает через болотистую местность, рекомендуем обратить внимание на болотоходы, специально предназначенные для езды по неустойчивым почвам.