Плавающий вездеход — универсальное средство передвижения

Отличительные особенности плавающих вездеходов. Достоинства и недостатки колесных и гусеничных модификаций. Почему амфибии на воздушной подушке менее популярны, чем вездеходы на шинах низкого давления
Главное предназначение вездеходной техники — проехать там, где не справятся обычные машины. Несомненно, в приоритете преодоление лесной местности разного рельефа, каменистых склонов, степных и тундровых просторов. Однако на пути покорителей бездорожья часто встречаются и водные преграды, а, например, для рыболовов это вообще родная стихия.

И тут на арену выходят плавающие вездеходы, или амфибии. Универсальный внедорожный транспорт широко используется в промышленности, спасательных и поисковых работах, а также для охоты и рыбалки.
Плавающий вездеход на ШНД

Особенности плавающих вездеходов

Самые большие достоинства амфибий — это проходимость и многофункциональность в передвижении по суше и воде. Отметим, что плавающими могут быть как мини вездеходы, так и большие машины, перевозящие объемные грузы и много пассажиров.

Необходимые характеристики плавающего вездехода:
  • надежный кузов;
  • герметичность закрытой кабины;
  • двигатель высокой мощности для преодоления разных видов местности;
  • подвеска особой конструкции, способная выдержать поездки на большие расстояния в тяжелых условиях.
Движителем плавающего вездехода могут быть шины низкого давления, особые гусеницы или воздушная подушка. Каждый способ передвижения имеет свои отличительные качества.

Следует отметить, что для поддержания проходимости на должном уровне производителям приходится иногда поступиться скоростью и комфортом передвижения.

Плавающие колесные вездеходы

Большие шины низкого давления являются отличительным признаком плавающих вездеходов. Объемные покрышки с воздухом позволяют машине держаться на поверхности воды и гладко передвигаться по ней.
Используемые качества шин низкого давления:
  • одинаковое распределение веса по площади вездехода;
  • малое давление на поверхность передвижения;
  • плавность хода и амортизация;
  • хорошая управляемость и маневренность;
  • высокий просвет между днищем вездехода и водной поверхностью.
Почти каждый самодельный вездеход каракат оснащен шинами низкого давления для улучшения проходимости и плавучести.

Преодолевая водные просторы
Из минусов колесных плавающих вездеходов стоит отметить низкую скорость передвижения. Высокий центр тяжести несет риск потери устойчивости, а универсальная трансмиссия попадает под ускоренный износ из-за частой смены местности передвижения.

Гусеничные плавающие вездеходы

Гусеничные вездеходы в целом обладают большей массой, чем колесные, и это ставит под сомнение их способность к плавучести. Однако вездеходы на гусеницах легко преодолевают сложные рельефы в любое время года и при любой погоде, поэтому конструкторы не могли оставить вниманием их способность передвигаться и по воде.

Специальная ширина гусеничной части позволяет стабильно держаться на плаву и вполне успешно передвигаться по воде даже тяжелой технике. Немаловажным фактом является факт хорошей надежности гусениц как ходовой части, что помогает вездеходу преодолевать непредсказуемые глухие болота, дальние озера и заполненные деревьями лесные реки.


И по воде, и по земле

Плавающие вездеходы на воздушной подушке

Вездеход на воздушной подушке поднимается над водой или землей слоем сжатого воздуха. Такой способ передвижения позволяет практически не зависеть от неровностей поверхности и ее вида. Сила трения, действующая на колеса или гусеницы обычного вездехода, в данном случае почти отсутствует и не ограничивает перемещение транспорта.

Несомненные достоинства плавающего вездехода на воздушной подушке:
  • высокая скорость;
  • отличная проходимость;
  • максимальные качества маневренности;
  • прекрасная грузоподъемность и пассажировместимость.
Большим минусом амфибии на воздушной подушке является высокая стоимость покупки и довольно дорогая эксплуатация. Как правило, такие вездеходы могут позволить себе либо обеспеченные люди, либо компании. Еще одно направление — приобретение частным лицом для коммерческого использования, перевозки пассажиров и организации путешествий.

Из недостатков отмечают:
  • большой шум от использования воздушных винтов;
  • сложный ремонт воздушной конструкции;
  • быстрый износ мягких частей воздушной подушки.


Вездеход на воздушной подушке

Самодельные плавающие вездеходы

В России чрезвычайно популярно самодельное изготовление вездеходов, часто проходят различные фестивали и конкурсы самостоятельно построенных машин. Умельцев не смущает, что такие агрегаты не регистрируются в ГИБДД, поскольку для их передвижения как раз и не нужны дороги.

Постройка плавающих вездеходов на шинах низкого давления — отдельное большое направление индустрии самодеятельных машин. Все же любовь к покорению природы с бездорожными пространствами дает огромный интерес к постройке собственного индивидуального агрегата. В число энтузиастов входят горожане для выездов за грибами, на рыбалку, на охоту, а также сельские жители, для которых самодельный вездеход может быть единственным доступным средством передвижения.

Наиболее популярная конструкция — шестиколесный вездеход на шинах низкого давления. Такая техника эксплуатируется зимой и летом, успешно ездит по земле, снегу, воде и даже тонкому льду.

Мастера для изготовления своих шедевров широко используют детали и механизмы автомобильной техники, мотоциклов и мотороллеров. В ход идут списанные авиационные агрегаты, которые обладают отличным качеством и малым весом. Умельцы находят применение различным промышленным отходам и остаткам металлического профиля, труб, фанеры. Способы крепления деталей зависят только от наличия инструментов и умения изготовителя.

Вездеходы Байкал

Несмотря на разнообразие и дешевизну кустарных вездеходов промышленные модели значительно выигрывают в качестве и надежности. Базовую конструкцию вездехода можно оснастить дополнительным оборудованием по желанию владельца. Немаловажным плюсом является наличие сертификатов, гарантии и технической поддержки в процессе эксплуатации вездехода.